
Статья длинная, но важная. Так уж случилось, что я, не знакомая лично ни с Надеждой Толоконниковой, ни с Евгенией Хасис и никогда не сидевшая в ИК-14 - имею достаточно неплохое представление о том, что и почему там у них происходит.
ПИСЬМО ТОЛОКОННИКОВОЙ И РЕАКЦИЯ ХАСИС
В последние две недели вся мыслящая часть российского общества обсуждает письмо Надежды Толоконниковой из мордовской колонии № 14, где подробно описывается нечеловеческий быт заключенных и издевательства над ними, и последовавшие за этим письмом события. Большинство, даже те, кому очень не нравилась дотюремная деятельность Толоконниковой, восхищаются смелостью Надежды и благодарят ее за этот ее поступок. Меньшинство обвиняют Надю в самопиаре, а кто-то даже во лжи.
Как многие знают, другая известная заключенная этой колонии, Евгения Хасис, получившая 18 лет за якобы соучастие в убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой, не поддержала Надежду Толоконникову и обвинила ее, по сути, в пиаре на судьбах других осужденных без их согласия и даже против их воли. Ключевая фраза Жени Хасис: "Надя весной вместе со всеми СМИ и правозащитниками уедет, а мы все тут останемся жить, как и прежде...".
А дальше все завертелось. Толоконникова, объявившая голодовку и помещенная сначала в "безопасное место" (одиночную камеру), а потом в тюремную больницу, письменно обвинила администрацию колонии и нескольких заключенных, включая Хасис, в угрозах ее жизни. Хасис ответила, что это невозможно, ведь они не виделись с Надей несколько месяцев. После всех этих событий Евгения стала еще жестче отзываться о Надежде: написала письмо, в котором рассказала об их общении и взглядах Толоконниковой: та якобы готова на все ради бунта и свержения действующей власти (тогда как сама Хасис, тоже будучи оппозиционеркой, хочет, по ее словам, перемен путем постепенных реформ), и дала очень жесткое интервью по телефону. Смысл всего, сказанного Евгенией: у Надежды с самого начала не было никаких проблем в быту, для нее создавались все условия. Теперь же она, решив попиариться, подставила под удар остальных осужденных, которых не интересует пиар и политическая борьба, которые просто хотят как можно скорее отбыть свой срок и вернуться домой. А их теперь замучивают допросами и проверками, журналисты снимают их в швейных цехах - а им стыдно, что их близкие увидят их по центральным каналам в тюремной одежде, и т.д.
ГДЕ ПРАВДА?
После всей этой истории у общественности возникают три вопроса:
1. Правду ли о нечеловеческих условиях жизни осужденных в колонии написала Толоконникова? И кто она в данной ситуации: бесстрашный и бескомпромиссный правозащитник или самопиарщица, возможно, даже не гнушающаяся лжи?
2. Если Надежда написала правду и условия жизни в колонии настолько невыносимы (а то, что она описывает, применялось в нацистских концлагерях и получило официальное название "уничтожение трудом"), почему другие заключенные не поддержали ее протест?
3. Почему Толоконникову не поддерживает Евгения Хасис? Об этой девушке как-то само собой сложилось общественное мнение, что круг ее интересов и убеждений, сфера деятельности должны быть шире, чем просто соблюдение личного интереса. Может быть, она сотрудничает с администрацией колонии? А может, конфликт между девушками вызван противоположностью их политических взглядов?
( На самом деле... )