Entry tags:
Марина

У всех гениев судьба обычно складывается не лучшим образом, но судьба Марины Цветаевой - это классика переломанной жизни. Трагические исторические события - чуть ли непрерывная мясорубка тех лет - наложились на ее собственный очень непростой характер.
Осознавая свою гениальность, она считала, что ей можно то, чего нельзя другим. Позволяла себе все, чего требовала ее творческая натура - от непрерывных влюбленностей в самых разнообразных не подходящих для этого личностей (пока муж на войне каждый день рисковал жизнью) до ухода с работы, когда дома были голодные дети. Она была настолько интеллигентски-прекраснодушна, что когда в темном переулке ее ограбил бандит, отобрав последние ценные вещи, а на следующий день этого бандита убили (менее прекраснодушный ограбленный выстрелил ему в спину), Марина отказалась забирать у убитого то, что он у нее отобрал. А жизнь вокруг была очень жестокой.
Категорически отказавшись "служить" (т.е. ходить на службу), не умея ни торговать, ни воровать, ни обманывать, в голодной революционной Москве она сдала двух маленьких дочерей в сиротский приют, где младшая умерла от голода. И писала, писала, писала... - фактически, став рабой самой себя и своего творчества. Так, чтоб и писать, и стоять на рынке, и носить в кармане ствол на случай бандитов - она не могла. Принесла в жертву своему творчеству и собственную жизнь, и жизни близких.
Но, видимо, только благодаря этому в сокровищнице (извините за пафос) российской литературы есть имя Марины Цветаевой.
Может быть, если бы у нее был крепкий, далекий от творчества муж, все бы и обошлось. Но Сергей Эфрон, обладая личным мужеством, тем не менее, был неприспособленным к жизни романтиком. Пробовал писать (но понятно, что рядом с огромным талантом Марины его творчеству не было места), играть на сцене и сниматься в кино, пытался сам что-то снимать, издавал во Франции эмигрантский журнал... Но ничего у него не получалось. Маринины русскоязычные стихи в эмиграции были мало кому нужны, а Сергей просто не сумел найти себя - и в попытке заслужить "прощение" за свое белоармейское прошлое, чтобы вернуться на Родину, спутался с подонками, и по приказу советских спецслужб занимался похищениями и убийствами людей, сбежавших в Европу от сталинского рая. Кончил закономерно - расстрелян в сталинских застенках. Долгие годы отсидела разделявшая его взгляды дочь. Марина, оставшись одна с капризным, своенравным сыном-подростком, неспособным ее поддержать, с клеймом жены врага народа, не выдержала трудностей и покончила с собой.
А стихи остались. Страстные, безоглядные, очень разные. Настроения Марины были сиюминутны и часто менялись, менялась со временем и она сама - а стихи, написанные в этих состояниях, получались вечны и основательны, как скалы. Наверное, в этом свойстве произведений и заключена суть гения.
* * *
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце — как маятник — как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.
Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.
22 ноября 1918
* * *
Голубые, как небо, воды,
И серебряных две руки.
Мало лет - и четыре года:
Ты и я - у Москвы-реки.
Лодки плыли, гудки гудели,
Распоясанный брел солдат.
Ребятишки дрались и пели
На отцовский унылый лад.
На ревнителей Бога Марса
Ты тихонько кривила рот.
Ледяными глазами барса
Ты глядела на этот сброд.
Был твой лик среди этих, темных,
До сиянья, до блеска - бел.
Не забуду - а ты не вспомнишь -
Как один на тебя глядел.
6 июня 1917
no subject
Я - не знаю.
Для огромного количества читателей и почитателей Марины Цветаевой наверняка лучше, что она была такой, какой была. Ведь если бы она работала, содержала детей, вкалывала, как все бабы в трудное время - она, наверное, не прекратила бы писать, но произведений было бы меньше и они были бы другими. И кто бы ее тогда знал?
Но стоит на минуточку представить себя не читателем, а кем-то из ее родственников - и картина мира сразу же меняется ) Думаешь: да к черту эти стихи, кому они нужны такой ценой и т.д.
Могу сказать только, как эту проблему - противоречие между бытом и творчеством - всю жизнь решала я. В какой-нибудь неподходящей ситуации, совершенно не располагающей к творчеству (допустим, тяжести тащищь, обливаясь потом) - возникает в голове мысль, идея стиха, две или четыре строчки. Больше, конечно, не напишешь в таком состоянии - но я ведь их обязательно запомню (и строчки, и состояние свое) и допишу потом - через несколько часов или дней. Скорее всего, это и будет стих о том, как я тяжесть тащила. Но для Цветаевой, насколько я понимаю, этот способ не годился совершенно, у нее же вообще другой темперамент был. Я спокойная, а она человек страстей. Если бы она немедленно, бросив все, не села писать и не воплотила мысль или эмоцию в стихи - эмоция бы не вернулась, и этих стихов просто не было бы.
Насчет разочарования - я как-то уже давно научилась отделять произведения от личностей тех, кто их создал. Человек аморальный, а стихи хорошие - обычное дело ) Вот одним из лучших молодых российских поэтов я считаю Марину Струкову, а она вообще нацистка и стихи у нее откровенно нацистские ))